Концепция воспитательной работы

   

Фотосессия      Краеведение   Опыт работы   Работа с родителями

   Гостевая книга       Главная страница      Права ребёнка  

 

 

Я, ты, он, она – вместе дружная семья! 

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется…

Януш Корчак

Содержание

1.Введение

2.Нормативные документы классного руководителя

3.Что такое воспитание и его концепция

           4.Принципы

          5. Методологическая база концепции воспитательной работы

Введение

Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, т.е. родителями, педагогами и сельским сообществом в целом. Ребенок естественно связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств. Поэтому необходимо стремиться обогащать этот потенциал.

   Открытый характер моей воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, повышением психолого-педагогических знаний родителей, доступностью для родителей любой информации о воспитании и обучении ребенка.

Об отношениях современной семьи и школы много пишут и говорят. Но, несмотря на стремительное движение времени, каждый классный руководитель должен ставить перед собой основную цель – стать с родителями единомышленниками в воспитании и обучении детей. Какую бы информацию ни давали различные источники, педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. А эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

   Как мне, классному руководителю, организовать свою воспитательную работу, как скрепить отношения семьи и школы, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?

    Главной задачей, которую я поставила перед собой в работе с родителями, стало привлечение их к жизни класса, создание единой системы «Классный руководитель – ученики – родители». Детское самоуправление не будет полностью реализовано, если семья, родители будут вдалеке от проблем класса, а значит, и от проблем своего ребенка.

   В поисках ответов на поставленные вопросы я пришла к выводу, что  в классном коллективе, между родителями и детьми, нужно создавать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Необходима четкая и ясная система воспитания, без которой любой классный руководитель работать не может. Основой такой воспитательной системы становится ее концепция. 

Нормативные документы классного руководителя

Работая с нормативными документами, я обратила внимание, что в ряде последних документов и программах ЮНЕСКО, к числу которых относятся Конвенция о правах ребенка, «Лиссабонская конвенция», доклад Международной комиссии по образованию и воспитанию XXI века «Образование: сокрытое сокровище», фиксируется общее убеждение о том, что, если мы хотим дать подрастающему поколению шанс на успех, важно точно определить основные ключевые знания (компетентности), которыми должны обладать воспитанники, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни и продолжению образования. Одним из способов достижения ключевых компетентностей является развитие критического мышления, которое помогает находить собственные приоритеты, повышает уровень культуры, развивает способность анализировать ситуацию, воспитывает самостоятельность.

В связи с особенностями моей концепции воспитания, функционал классного руководителя для меня оказался недостаточным. Поэтому возникла необходимость в расширении своих обязанностей как классного руководителя.

    Как классный руководитель я обязана: привлекать к воспитательной работе не только других педагогов, но и общественные организации по месту жительства, шефов, родительские клубы; анализировать влияние семьи, окружающей среды, школы на каждого ребёнка; на основе полученных данных выбирать формы и методы воспитательной работы; создавать «Школу семьи» для родителей, используя инновационные технологии в воспитательном процессе; добиваться  стабильного повышения уровня воспитанности учащихся; создавать условия для осуществления проектной деятельности учащихся и их родителей. 

Что такое воспитание и его концепция

«Воспитание – это не работа, бесполезно заложенная функционалами, это реализация своей позиции; позиция – это деятельность и сознание».

П.В. Степанов

Формируя свою воспитательную концепцию, я пришла к выводу, что   концепция – это стержень, описывающий смысл, миссию и философию моей деятельности как классного руководителя, воспитателя, наставника.

Моя концепция – это  воспитание гражданина, профессионала, семьянина.

Сущность каждой из воспитательных программ я выражаю с помощью точных и метких русских пословиц и афоризмов, которые мои ребята подбирают сами. 

Принципы

        историко-культурное построение воспитательной системы класса по основному направлению работы школы;

       системно-структурная деятельность всех субъектов воспитания: школы, семьи, учащихся;

       равноправное партнерское сосуществование различных педагогических систем и технологий (взаимодействие со всеми структурами);

       широкий творческий подход, пронизывающий все сферы  воспитания и развития учащихся;

       совместная работа с родителями над проблемами класса. При работе с родителями всегда помню:

1. Оставь за дверью плохое настроение;

2. Начинай с приятного;

3. Доказывай, что «плохой ученик» не значит «плохой человек». 

Методологическая база концепции воспитательной работы

Быть компетентным - значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. Для развития таких компетенций существует ряд методов:

В работе над кластерами необходимо соблюдать определенные правила:

А) не бояться записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции;

Б) продолжать работу, пока не кончаться идеи;

В) постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

       Эссе «Профиль умений»

 «Профессия и карьера»:

* могу четко определить для себя область самовыражения;

* могу четко определить свои интересы;

* могу определить, какие знания и умения мне необходимы для будущей работы;

 

«Общение, групповая деятельность»

* могу в большинстве случаев найти общий язык с людьми;

* могу сотрудничать в работе с другими членами группы;

* могу выслушивать мнения других людей;

* могу объяснить свое мнение, аргументировать его;

 

«Оценка и самооценка»

* могу оценивать свои собственные характерные черты;

* понимаю, как разные роли влияют на поведение людей;

* могу оценивать характерные черты других людей;

* могу оценивать результаты-последствия своих действий.

Анализ своих действий и оценок приводит ребенка к определенному составлению плана действий по дальнейшему совершенствованию  и самовоспитанию. Мне как классному руководителю такой анализ дает возможность проектировать становление личности, ориентированное на развитие компетентностей.

 

Воспитательная программа классного руководителя Ёда Е.Ф.

 

Вначале мы учим своих детей.

Затем мы сами учимся у них.

Кто этого делать не хочет,

Тот отстает от своего времени.

Ян Райнис

Работая над программой, я опиралась на опыт  московских ученых П.В. Степанова, Л.Я. Олифиренко и Ю.П. Азарова.

Программа рассчитана на  четыре года.

Цель программы: воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной  личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом, развитыми творческими способностми 

Задачи:

  1. Создание хорошей учебной атмосферы.
  2. Развитие познавательных интересов.
  3. Формирование у учащихся сознательной дисциплины, привития навыков культуры поведения.
  4. Формирование традиций в классном  коллективе.
  5. Развитие творческих способностей.
  6. Привлечение к жизни класса родителей и создание единой системы: «Классный руководитель + ученики + родители = МЫ»

 Предполагаемый результат:

 Воспитанник должен обладать:

       Способностью самостоятельно строить свою жизнь;

       Способностью к сотрудничеству, коммуникации, умению организовывать самостоятельно свой труд, работать в условиях творчества;

       Способностью учиться в течение всей жизни;

       Умением общаться с другими людьми и получать от этого удовольствие.

Этапы реализации программы:

Первый этап 2004-2005 г.

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

Эбнер Эшенбах

  1. Определение целей и задач в рамках реализации программы.
  2. Изучение исторических типов семей, различающихся своими ценностными ориентирами.
  3. Составление плана работы  в сотворчестве с родителями.
  4. Диагностика детского коллектива, семейного воспитания.
  5. Коррекция плана работы в соответствии с результатами диагностик.
  6. Проведение тематических классных часов, родительских собраний и их диагностика.
  7. Создание условий, которые будут направлены на саморазвитие и

самосовершенствование учащихся.

     8.   Ежегодное составление таблиц познавательных интересов учащихся.

 

Второй этап 2005 – 2006 г.

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

  1. Определение приемов воспитания и развития учащихся.
  2. Разработка и применение методов «Инсерта», «Кластера», «Профиля умений».
  3. Проведение семинара совместно с родителями по итогам применения вышеперечисленных методов.
  4. Проектирование классным руководителем становления личности ребенка, ориентированного на воспитание и развитие компетентностей.
  5. Привлечение родителей к активной деятельности совместно с детьми.
  6. Приобщение учащихся к сохранению природы и истории своей малой Родины.
  7. Создание культурной карты семьи.

 

Третий этап 2006 – 2007 г.

                                    Если дети живут в критике, они учатся осуждать других людей.

                                    Если дети живут во вражде, они учатся быть злыми.

                                    Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными.

                                  Если дети живут в стыде и смущении, чувство собственного

                                  достоинства уступает место чувству вины.

Дороти Нолт

  1. Изучение родительского авторитета  в семье.
  2. Подбор примерных тем для совместного обсуждения и просвещения родителей.
  3. Родительские лектории об особенностях общения с ребенком в семье.
  4. Мониторинг проведенных лекций.
  5. Включение учащихся в активную творческую деятельность.
  6. Развитие культуры трудовой деятельности.

 

Четвертый этап 2007 – 2008 г.

  1. Внедрение современных технологий в воспитательный процесс.
  2. Формирование коллектива единомышленников из числа родителей, учащихся, коллег.
  3. Проведение всех внеклассных мероприятий на высоком эстетическом, этическом и культурном уровне.
  4. Повышение культуры участников воспитательного процесса.
  5. Обобщение результатов диагностирования по методам «Инсерта», «Кластер», «Профиля умений».
  6. Обобщающий семинар с участием учащихся, родителей, педагогов, общественности.

 

Изучение уровня развития коллектива (диагностика)

    Работу по реализации воспитательной программы целесообразно начинать с последовательной и систематической диагностики. Цель диагностики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса. Применяемая мной методика А.Н. Лутошкина  позволяет глубоко изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

   На основании ответов школьников я смогла определить степень их удовлетворенности  классным коллективом, узнала, как оценивают ребята его спаянность и единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с этой диагностикой удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями. Обозначились также воспитательные возможности семей, что позволило активизировать процесс  вовлечения родителей в жизнь классного коллектива.

 

Направления воспитательной работы

«УЧЕНИЕ»

Задачи:

Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;

знакомить учащихся с достижениями различных людей;

давать возможность детям проявлять свои интеллектуальные возможности проявлять в школе и вне ее.

    Познание занимает ведущее место в сфере интересов школьников, в формировании их планов на будущее. Познание происходит в основном  в классе, поэтому он обычно значим и привлекателен для учащихся. Я также заинтересована в развитии класса, так как вижу в нем дополнительные ресурсы для успешности учебного процесса. Наряду с учебным процессом формирую целенаправленную организацию внеурочного времени ребят. В учебную деятельность стараюсь активно привлекать родителей, которые на практике оказываются отличными помощниками. Постоянно слежу за успеваемостью в классе, оповещаю о них родителей, для сравнительного анализа заношу данные по успеваемости и составляю диаграммы, из которых ясно видно качество и обученность. Очень важно вовремя увидеть и распознать причины, влияющие на состояние  успеваемости. Совместно с учителями – предметниками, психологами, медицинской службой я провожу индивидуальную работу с учащимися и родителями. Во время учебного года разрабатываю тематику классных часов с использованием русских пословиц на тему «Учеба». Регулярно проводим  предметные олимпиады, вечера, викторины, брейн - ринги. Такие неформальные мероприятия оказывают большое влияние на обучение ребят. Каждый стремится к улучшению своих знаний, повышению интеллектуального уровня. Воспитание интеллекта – это в первую очередь создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, побуждение к самосовершенствованию. 

 «ОБЩЕНИЕ»

Задачи

Знакомить ребят с традициями общения различных поколений.

Формировать у учащихся на всех возрастных этапах культуру общения.

Учитывать возрастные особенности для развития умения общаться.

   Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Участие ребят в различных мероприятиях, таких, как классные вечера отдыха, мастерские опыта, разнообразные тренинги, экскурсии, походы показывают индивидуальность каждого ребенка, его способности, таланты. В такой воспитательной работе выражается способность к самоанализу и самопознанию. Именно через эти формы реализуется и моя роль. Для ребят я становлюсь другом, который поможет в любой ситуации.  

«ДОСУГ»

Задачи

Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.

Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе дополнительного образования (кружки, секции, клубы)

Демонстрировать достижения ребят родителям и социуму.

Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам их сверстников.

Для реализации талантов и способностей ребят я провожу много классных мероприятий, в которых они проявляют себя и свои способности. Ребята сами придумывают конкурсы талантов, такие, как выставки рисунков по различной тематике, концерты, спектакли, проекты творческой деятельности, посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок с дальнейшим обсуждением увиденного. Свои впечатления о каждом  мероприятии дети складывают в личный конверт, содержимое которого может прочитать любой одноклассник, в том числе и я. Этот конверт - своеобразный путеводитель, с помощью которого я определяю мероприятия на будущий год, а также отношение ребят к способностям своих друзей.

 

«ЗДОРОВЬЕ»

Задачи

Создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.

Формировать положительное отношение к мужскому здоровью как бесценному дару природы.

Способствовать преодолению вредных привычек средствами физической культуры и занятием спорта.

Создавать возможность демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

    Сохранение здоровья в современном мире - одна из самых актуальных проблем. Большинство учащихся имеют хронические заболевания, и наша задача не дать прогрессировать этим болезням. Основными формами работы в этом направление являются диспуты, лекции, беседы, спортивные соревнования. Я часто знакомлю ребят со спортивными достижениями знаменитых спортсменов. Обсуждение олимпийских, мировых и российских соревнований дает благоприятный стимул для занятий спортом. Создание на базе школы клуба «Я против наркотиков» показывает, насколько негативное явление возмущает подростков. Беседы о вреде алкоголя и курения я провожу систематически. Но, несмотря на это, показательный пример взрослых манит ребят попробовать. Ответить на вопрос: «А почему, если это вредно, взрослые курят и пьют?» лучше с помощью родителей, вернее, тех отцов, кто имеет положительный опыт борьбы с вредными привычками. Хороший эффект дают совместные походы и соревнования, к проведению которых я привлекаю родителей.  Борьба за здоровый образ жизни должна приобрести иные формы, которые будут наиболее эффективны 

«СЕМЬЯ»

Задачи

Познакомить родителей с основным законом воспитания детей в семье.

Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Привлекать родителей к жизни и проблемам класса.

Создание единой системы «Классный руководитель + родители + ученики = МЫ»

Вовлекать родителей во все классные и школьные мероприятия.

Знакомить родителей с достижениями их детей.

Огромное значение в работе с семьей имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. При выборе тем родительских собраний я провожу анкету, чтобы правильно составить тематику лектория по интересам родителей. Безусловно, к просвещению родителей я привлекаю специалистов различных направлений. Но всегда нужно помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей к классному руководителю. Стараюсь не оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Для сплочения коллектива родителей и ребят часто провожу совместные мероприятия: родительские собрания, мастерские семейного опыта, экскурсии, походы на природу. Наряду с самоуправлением учащихся в нашем классе существует самоуправление в родительском коллективе. Созданные ими кружки «В гостях у мамы», «Следопыт» пользуются огромным успехом. Многие родители курируют ячейки классного коллектива. К ним при затруднении ребята могут обратиться с разными вопросами. Единство родителей, учащихся и классного руководителя помогает в решении разных проблем: в ситуации, когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель, и дорогу к выполнению этой цели они выбирают вместе. Родители с большим пониманием относятся к тому, что делается в классе: им интересно присутствовать на уроке, любом мероприятии, посмотреть, как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике. 

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

Задачи

Создавать условия для воспитания гражданина, глубоко любящего свою Родину

Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию нашей малой Родины

Вовлекать своих учеников к проектно-исследовательской деятельности по краеведческому направлению, в том числе и с участием родителей

Воспитывать у учащихся такие черты, как толерантность и коммуникабельность

    Будучи учителем истории, в  воспитательной работе я стремлюсь использовать свой узко профессиональный опыт для воспитания в детях патриотизма в самом широком смысле этого слова. Одной из наиболее удачных форм работы в этом направлении является совместная деятельность по созданию школьного музея: в неё вовлекаются все – дети, родители, учителя, жители села. Интересной формой я считаю также так называемые «музейные» уроки, которые проводят сами учащиеся для других ребят. Реализации задачи вовлечения детей в проектно-исследовательскую деятельность способствует участие в археологических раскопках на Татарском городище, проводимых группой археологов Государственного краеведческого музея им. Прозрителева и Праве. Деятельность клуба «Следопыт», в который входят почти все ученики моего класса, способствует военно-патриотическому воспитанию и позволяет накапливать бесценные материалы о подвигах земляков-ставропольцев. Я стремлюсь воспитывать  в детях бережное отношение к заповедным уголкам родного края, и экологические десанты на Святой источник, расположенный недалеко от школы, способствуют этому как нельзя лучше. 

Hosted by uCoz