Фотосессия   Концепция воспитания   Краеведение   Опыт работы  

  Гостевая книга     Главная страница    Права ребёнка 

 

    

Работа с родителями

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ТЕМА: Роль книги Д.С.Лихачева «Письма о добром»  в семейном воспитании.

ЦЕЛЬ: 1. Пригласить всех участников собрания  к размышлению о  жизненных целях и  шагах для реализации их в своих семьях.

            2.Подвести родителей и учащихся к пониманию того, что их  успехи значимы не сами по себе, а что они могут свидетельствовать о воспитании характера, формировании таких личностных качеств, которые будут определять последующую судь­бу человека.                                 

ФОРМА: Научно-практическая конференция.

УЧАСТНИКИ: Учащиеся 8 «Б» (в роли экспертов), родители класса (в роли экзаменующихся), классный руководитель.

Подготовительный этап.

1. Определение участников из числа родителей.

2.Предварительно родителям было дано следующее домашнее задание: ознакомиться с книгой Д.С.Лихачева «Письма о добром», более подробно изучить следующие  письма: «О воспитанности», «Что объединяет людей?», «Как говорить?», «Быть веселым, но не быть смешным» и доказать их значимость на примере своей семьи.

Оборудование.

Магнитофон, вопросы экспертов, письма Д.С. Лихачева.

Ход собрания.

1.Вступительное слово.

Дорогие ребята, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на семейной научно-практической конференции, посвященной Д.С.Лихачеву.

Как правило, родителей приглашают на собрание, чтобы совместно решить проблему воспитания детей. Сегодня мы будем решать эту проблему нетрадиционным способом. Ребята будут сегодня экспертами, т.к. изучали работы Д.С.Лихачева в течение полугода, а родители выступят в роли защитников своих теорий по изученным письмам этого великого ученого. Эксперты внимательно выслушают их теории и будут оценивать, насколько его письма актуальны в наше время и имеют ли они влияние на воспитание детей в семьях.

Обычно родители проверяют знания своих детей, но сегодня они вспомнят роль экзаменующихся.

2.Вступительная речь экспертов.

ЛИХАЧЕВ Дмитрий Сергеевич родился 15  ноября 1906 в Санкт-Петербурге, российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН, Герой Социалистического Труда.

В 1928-32 был репрессирован, узник Соловецких лагерей. Фундаментальные исследования «Слова о полку Игореве », литературы и культуры Древней Руси, проблем текстологии. Написал книги «Поэтика древнерусской литературы», эссе «Заметки о русском». Работы о русской культуре и наследовании ее традиций в сборнике «Прошлое — будущему». Председатель правления Российского международного фонда культуры; председатель правления Советского фонда культуры. В 1952 и в 1969 году награжден Государственной премией СССР, в 1993 году Государственной премией Российской Федерации.

3.Выступление научных обществ родителей.

4. Выступление эксперта.

Патриотизм и гражданственность в теории Лихачева.

Признание заслуг, звания и многочисленные премии и награды Д.С. Лихачева закономерны и заслуженны. Его работы глубоки и серь­езны. Большинство из них — новое слово в науке. Но сильной сто­роной деятельности академика являлось и стремление донести свои научные открытия до простого читателя, сделать их интересными и понятными. Лихачев проявил себя как блестящий просветитель, стре­мящийся не просто расширить исторический кругозор читателя, но и привить ему любовь к своему Отечеству. Дмитрию Сергеевичу принадлежит множество журнальных статей, посвященных раз­ным проблемам литературоведения, краеведения, истории куль­туры.

 Изу­чая все «русское» — русский язык, русскую культуру, литературу и искусство, раскрывая их красоту и самобытность, он в то же время рассматривал их в контексте и взаимосвязи с мировой культурой.

Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Д. С. Лихачев в самых разных жизненных обстоятельствах являлся образцом подлинной граждан­ственности. Он высоко ценил не только свою свободу, включая сво­боду мысли, слова, творчества, но и свободу других людей, свободу общества. Он не мог стоять в стороне от многих проблем, волновав­ших его земляков.

Всегда безупречно корректный, выдержанный, внешне спокойный - воплощение образа петербургского интеллигента — Дмитрий Сер­геевич становился твердым и непреклонным, отстаивая правое дело.

В условиях начавшейся перестройки и демократизации жизни страны его видели на трибуне государственных совещаний. Академику Ли­хачеву верили и знали, что он поддержит правое дело, вступится за незаслуженно обиженного. Ему писали о гибнущих церковных зда­ниях, о сносе и разрушении историко-архитектурных памятников, о возникающей экологической опасности, о бедственном положении библиотек и провинциальных музеев, о случаях несправедливого отношения к работникам культуры. Писали о многом — с уверенно­стью, что Лихачев поможет, защитит, отстоит, добьется...

Вся долгая жизнь Д. С. Лихачева явилась подтверждением этих слов. Он умер 30 сентября 1999 года, всего лишь около месяца не дожив до девяноста трех лет.

22 сентября 1999 года, за восемь дней до своей смерти, Дмитрий Сер­геевич Лихачев передал в издательство рукопись книги «Раздумья о России»

На первой странице — слова Д. С. Лихачева: «Современникам и потом­кам посвящаю».

  1. Подведение итогов конференции.

Классный руководитель: А теперь, уважаемые участники нашей научно-практической конференции, предлагаю перейти к коллективному обсуждению основных положений писем Д.С. Лихачева. Вам предстоит в творческом сотрудничестве найти ответы на непростые вопросы, относящиеся к духовно-нравственной сфере жизни человека.

1.     Как проявляется забота в ваших семьях? (вопрос к эксперту)

2.     Исходя из собственного жизненного опыта, ответьте на вопрос: «Что важнее в современном мире (вашей семье): добро или сострадание?

3.      На основе критериев из письма Д.С. Лихачева «О воспитанности» прокомментируйте систему воспитания в вашей семье.

4.     Приведите примеры «неряшливости» в речи человека. (Вопрос к эксперту)

5.      Часто ли вы встречаетесь со «смешными людьми» и в чем это проявляется?

·  Вывод.

Уважаемые  родители вы сегодня вы получили уникальную возможность выступить в роли  профессоров и докторов наук, которые годами исследуют различные теории, создают методические рекомендации к своим  работам по педагогике, теории воспитания. Вам  удалось с блеском защитить научную концепцию, предложенную в книге Д.С.Лихачева «Письма о добром», а также сопоставить ваши принципы  семейного воспитания с критериями воспитания этого ученого.

Дети на научной конференции выступали в роли экспертов, которые не только анализировали представленные концепции, но и участвовали в создании конкретной системы воспитания в семье.

 Давайте сейчас вместе составим памятку, которая поможет нам не допускать ошибок в нашей жизни. В этой работе вам помогут ключевые слова, которые вы  видите на экране: заботиться, хотеть, доброта, сострадание, воспитанный человек, несмотря на обстоятельства, правильная и красивая речь, внешний облик, смеяться, жить долго.

ПАМЯТКА.

1.     Заботься о других так, как ты хотел бы, чтобы заботились о тебе.

2.      Будь добрым, умей проявить сострадание.

3.     Знай, что воспитанный человек одинаков во всем несмотря на обстоятельства.

4.     Помни, что правильная и красивая речь - дополнение к твоему внешнему облику.

5.     Чем больше смеешься, тем дольше живешь!

6.     Лучший смех – это смех над собой.

 

   Классный руководитель: Наша конференция окончена. Желаю вам идти по этой непростой жизни дорогами добра!

Звучит песня «Дорогою добра».    

 

Внеклассное занятие, совместно с родителями.

ТЕМА: « Моя семья – радость моя».

ЦЕЛЬ:1.Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

           2.Воспитание у учащихся гордости за свою семью.

         3.Развитие у родителей и детей умения искать выход из трудных ситуаций в общении.

ФОРМА: Мастерская семейного опыт, тренинг общения.

УЧАСТНИКИ: Учащиеся, родители класса, классный руководитель.

Подготовительный этап.

  1. Определить семьи-участницы.
  2. Призы.
  3. Музыкальный фон.

Оборудование.

Магнитофон, фонограмма песен 80-90 годов и 21 века (прототип игры «Угадай мелодию»), вопросник, проблемные ситуации, призы (рамки для фото, светильники), дипломы, принтер цветной (для фото), проектор, свечи ароматизированные, подсвечники, скатерти, высокий табурет.

Ход занятия

1.Вступительное слово.

Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Мы рады приветствовать вас на семейном празднике «Моя семья – радость моя».

Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков. Успех любого общения определяется, прежде всего, взаимопониманием. Сегодняшняя наша встреча с вами необычная, сегодня мы собрались с вами на семейную игру «Папа, мама, я – дружная семья». В течение всей игры  семьи узнают, насколько они дружны, находчивы, веселы, как в их семьях складывается общение и взаимопонимание.

Если я гореть не буду?

Если ты гореть не будешь?

Если мы гореть не будем,

То кто же тогда рассеет тьму?

Перед вами ночное небо. И сегодня мы вместе будем зажигать на нем звезды.

Семьи ребят и они сами будут участвовать в различных конкурсах, искать выход их трудных ситуаций, играть, веселиться. А остальные гости будут не просто зрителями, а добрыми судьями. Вам предлагается выбрать из участников самую - самую семью по следующим номинациям:

Самая дружная семья.

Самая творческая семья.

Самая находчивая семья.

2.Встреча музыкальных поколений.

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Класс – это тоже семья. Как вы думаете ребята почему?

У каждой семьи есть свой домашний очаг. Чем больше взаимопонимания, тем ярче он горит. Сейчас я хочу предложить каждой маленькой семье разжечь свой очаг.

Стало так уютно и светло, что на нашем небе зажглась первая звезда.

Свой праздник мы начнём с игры «Угадай мелодию». Но это будет не просто игра, это будет встреча музыкальных поколений. В этом конкурсе будут участвовать все: и дети, и их родители. Команда родителей объединится в одно целое и постарается угадать песни, которые слушают их дети. А ребята будут угадывать

песни их родителей. Ну что же начнем!

Песни:

ДЕТИ

Девочка с севера (Премьер министр)

Самый самый (Тутси)

Ла-ла-ла (Жанна Фриске)

Детство (Юрий Шатунов)

Если в сердце живет любовь (Юля Савичева)

РОДИТЕЛИ

Три белых коня

Будь или не будь (М.Галкин, А. Пугачева)

Ласковая моя (Чай вдвоем)

Речной трамвайчик (А.Пугачева)

Петербург – Ленинград (Б.Моисеев, Л.Гурченко)

Посмотрев на такую игру, можно позавидовать и родителям и детям. Почти все мелодии угаданы. То есть можно сделать вывод, что встреча музыкальных поколений прошла недаром. Все участники истинные меломаны. От такого веселого настроения, боевого задора, смеха, радости зажглись две звезды на нашем небосклоне.

  1. Конкурс «Как мы знаем друг друга»

 Согласитесь, как важно, когда в семье царит доверие, взаимопонимание между взрослыми и детьми. Как приятно предугадывать желания ребёнка, знать его друзей, его увлечения.

Сейчас, я хочу предложить вам небольшой конкурс «Как мы знаем друг друга».

СЕМЬЯ №1.

1.Какой стиль одежды предпочитает ваш ребёнок? 2.Любимые цветы мамы.

3. Как зовут друзей вашего ребёнка?

4.Какие передачи на ТВ смотрит ваш папа?

СЕМЬЯ №2.

1. Чем увлекается ваша мама?

2. Какие книги прочитал ваш ребёнок за последний месяц?

3. Выбрал ли ваш ребенок ВУЗ, в котором хотел бы учиться? Какой?

4. Можешь ли ты назвать свою семью в трёх поколениях?

СЕМЬЯ № 3.

1. Какую профессию в будущем выбирает ваш ребёнок?

2. Хобби вашего папы.

    3. Любимый праздник родителей.

    4. О чем мечтает ваш ребенок?

ВЫВОД: По итогам этого конкурса, всем семьям удалось доказать, что для них характерна атмосфера доверия, взаимопонимания, внимательного отношения друг к другу, любовь и забота. Поэтому я думаю, что наше небе озарит ещё одна звезда.

4.Проблемные ситуации.

Все вы, ребята, любите и уважаете своих пап и мам, но ведь иногда ваши родители попадают в такие ситуации, из которых выйти им помогает опыт семейного воспитания других семей, их родителей, а чаще всего они пользуются своей интуицией и своими знаниями. Сейчас я хочу предложить вашим родителям найти выход из проблемной ситуации и добиться в ней положительного результата.

Проблемная ситуация

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой.

Проблемная ситуация

Сын сообщил вам о своём решении подрабатывать в свободное от учёбы время.

Проблемная ситуация

Ваш ребенок внес предложение, чтобы у него был стимул к учебе, платить ему за «5» -10 руб., за «4» - 5 руб.

 

Согласитесь, что не только родители бывают в щекотливых ситуациях, но и дети тоже. Не редко детям приходится побывать в таких ситуациях, о которых мы даже и не догадываемся. Я хочу предложить ребятам показать своим родителям, что и они не ударят в грязь лицом, когда им предстоит выйти из проблемной ситуации.

Проблемные ситуации для  учащихся.

Ты вернулся домой позже обычного. На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»

(Ты никогда не приходишь домой вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью.)

Сегодня звонила Валентина Ивановна по поводу твоей посещаемости, Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. (Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем?)

Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится лучше. ( Сколько раз повторять: немедленно убери в своей комнате)

ВЫВОД: На лицо педагогическая грамотность участников. Как мы видим, родителям удалось принять мудрое решение, не поддаться гневу и найти взаимопонимание со своим ребёнком. Но и ребята молодцы, блестяще справились с поставленной задачей, и думаю, что все согласятся со мной зажечь ещё одну звёздочку.

  1. Тест «Ступени».

Семья – это содружество, сообщество, содействие. Я хочу показать вам на практике, почему часто мы не можем прийти к взаимному согласию с детьми.

Психологический тест «Ступени».

Такая же ситуация происходит между родителями и детьми, потому что вы стоите на разных ступенях понимания. Так давайте все возьмёмся  за руки и почувствуем себя единым целым. Ведь, правда, так легче понять друг друга. И чем чаще вы будете становиться на один уровень с детьми, тем больше будет расти ваше взаимопонимание. Возьмитесь все вместе за руки, вы чувствуете тепло друг друга? А представьте себе, как станет тепло, светло и уютно, если мы объединимся и создадим один общий очаг. Давайте так и сделаем и станем одной единой семьей. Но на нашем небе не все звёзды горят. Давайте все, вместе взявшись за руки, споем известную песню о доме, семье и любви и зажжём остальные звезды.

  1. Песня «Всё, что в жизни есть у меня.

    8.   Рефлексия.

Сегодня мы много услышали слов о семье, играли, веселились. А сейчас я хочу попросить сказать вас одним словом: Семья для вас - это….

   9.Заключение.

Ну, вот и закончился трудный день. Ваши семьи стали ещё дружнее, мудрее, сплоченней. Всех попрошу занять свои места. А нашим гостям предстоит подвести итоги.

 Много веков семья для людей – это святыня. И люди по крупицам собирали мудрые высказывания о ней.

Я хочу вам подарить эти строки, может быть, они вам пригодятся в жизни.

(Обсуждение, играет тихо музыка)

НАГРАЖДЕНИЕ

( рамка для фотографий)

Спасибо всем участникам

И помните, пожалуйста, всегда

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

 

 

Совместная работа классного руководителя и родителей по формированию детского коллектива

Обучение и воспитание - два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель скажет: учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание -это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. Мы договариваемся о совместных действиях. При общении с родителями чаще стараюсь использовать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе подумаем, как быть», «Хочется услышать ваше мнение...». Общаясь с родителями, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей - создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

Работа педагогических коллективов школ с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Формы и методы такой работы очень разнообразны: это и общие классные собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, походы и т.д. Но учитель должен помнить, что многообразие форм и методов еще не обеспечивает успех в работе. Определяющим является все-таки стиль отношений, который складывается между учителем и родителями школьников. Сложившаяся в школе система воспитательной работы позволяет буквально с первых дней пребывания ребенка в школе включиться в деятельность, интересную и полезную для детей. А чтобы сформировать детский коллектив и направить его на развитие, каждый учитель с учетом своего опыта, педагогической практики ищет новые формы работы, так как каждый новый набор учащихся не похож на предыдущий и нельзя автоматически переносить одни и те же формы работы из класса в класс. Здесь надо учитывать многие факторы - это и уровень воспитанности детей, и характер складывающихся отношений между ребятами и родителями, между родителями и учителем. Формируя взаимоотношения детей в коллективе, педагог во внеурочной деятельности стремится создать ситуацию, в которой этот процесс проходит наиболее интенсивно.

Одна из важнейших и традиционных форм работы учителя с родителями — классные родительские собрания. Они сближают учителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания ребенка. Первая встреча с родителями может многое предопределить. Поэтому первую встречу я готовлю особенно тщательно, продумываю все этапы заранее проигрываю различные ситуации. Даже расположение столов меня в классе необычное - по кругу.

И собрание по форме — ситуативное: «Расскажите о своих детях самое интересное, необычное, может быть, даже странное. Можете сделать это в зарисовках, рисунках, стихах- По окончании собрания я строю план своей работы, опираясь на ответы родителей.

Родители с большим: пониманием относятся к тому, что делается в классе, им интересно присутствовать на уроке любом мероприятии, посмотреть как отвечает их ребенок на уроке, какие отношения у него с ребятами в классе, участвует ли он в празднике.

Как я уже говорила выше, классные родительские собрания могут быть построены по-разному - это зависит от цели, которую ставит перед собой учитель. В 1-м классе главной целью  является сплочение коллектива. Затем цели могут меняться.

Во 2-м классе на очередном собрании родители вынесли на повестку дня вопрос о ребятах, которые грубят, сквернословят, обзываются необходимо принимать к ним какие-то меры. Поступило много предложений от родителей, и мы решили провести это мероприятие в форме КТД. Для выявления агрессивности у ребят необходимо было провести тестирование по рисунку «Моя семья: какие сложились отношения в семье, как чувствует себя ребенок, любят ли его? Следующий тест — «Несуществующее животное»: по рисунку можно было судить о психическом состоянии ребенка, о его личностных качествах. Вот здесь и выявились 9 человек с повышенной агрессивностью. На их рисунках у животных было много шипов, когтей, игл. Что ж, начнем работать над устранением детской агрессивности. Мы собрались с родителями и составили план работы с определяющей целью: «Воспитание добра добром». В.А. Сухомлинский говорил, что «корни добра закладываются в детстве,  а человечность, доброта рождаются в труде, заботах, волнениях и красоте окружающего мира».

Распределили поручения между родителями, ребятами и учителем. Наблюдаем в классе за отношениями между ребятами, но и дети - не пассивные наблюдатели, а активные участники, которые внимательны и заботливы друг к другу и в конце дня оценивают свое поведение и поведение своих товарищей жетонами разного цвета (они разложены в индивидуальные конверты и есть у каждого ребенка).

Необходимо было наладить тесное общение родителей и детей. Для этого были намечены и проведены беседы, классные часы, мини-праздники, которые назывались «Загляните в мамины глаза», «Ты и твои товарищи», «Доброта в стихах и сказках». Ребята активно участвовали во всех играх, конкурсах, соревнованиях, где нужно было отметить добрые дела и поступки.

В один из выходных дней с ребятами была проведена беседа «Что такое обида?», и они сами сделали вывод, что добрый человек никогда не держит обиду на кого-то. Необходимо избавиться от обидчивости, но как? Предложений было много, но выбрали мы самое оригинальное. Обиду решили сжечь на «костре прощения». Каждый участник на листочке написал свою обиду, и все вместе мы пошли на «костер прощения», который родители приготовили заранее. Соорудили «чучело обид», собрали дрова и, когда все собрались у костра, дали клятву, зажгли чучело и сожгли свои обиды.

Но что же делать дальше? Жетоны копятся, добрые дела и поступки умножаются... Как же отметить тех ребят, которые собрали наибольшее количество «хороших» жетонов? И тут родители проявили свои способности к творчеству. Решили провести бал и на нем выбрать короля и королеву добрых дел с награждением их памятной лентой. А как же отметить тех ребят, которые совсем немного «отстали» от лидеров? Придумали: пусть в классе будут Мисс скромность, Мисс очарование, Мисс заботливость, а также Благородный Рыцарь, Главный Защитник и Первый Помощник. Всем на этом балу было весело - не осталось незамеченных ребят, все были довольны. Цели, поставленные учителем и родителями, были достигнуты.

Большое значение в воспитании доброты имеет систематическое общение ребят с природой, походы в Царство Берендея. Родители идут на природу с ребятами не только отдыхать, но и с тем, чтобы вырабатывать у них выносливость, наблюдательность, самостоятельность. К организации таких походов мы тоже относимся с выдумкой. Например, один из походов начинается так: накануне к нам в класс пришло письмо, в котором находилась карта с топографическими знаками. Прочитав их, ребята должны были найти место, где был спрятан клад. Надо было видеть, с каким воодушевлением мои ученики прошли все препятствия - и вот он, клад! Загляните в глаза ребят - сколько в них радости, счастья.

Сложившаяся система отношений между учителем, родителями и ребятами позволила мне добиться главного - сплотить детский коллектив. Исполнилась моя заветная мечта: родители, учитель и дети объединились в школе, руководимые общим интересом. Я им благодарна и верю, что зернышки доброты, посеянные в нашем классе, дадут добрые всходы.

 

 

 

 

          

Hosted by uCoz